Дислексия

Что такое «дислексия» и «дисграфия»?

Представьте такую ситуацию, что ребенок старается, учится прилежно, домой приносит двойки и тройки, да ещё и читает с трудом, а на письме в каждом слове допускает несколько ошибок. В чём же дело? Может, он ленивый и не хочет учиться, или проблема заключается в чём-то другом? Может, у него дислексия и дисграфия? Для начала необходимо разобраться с данными терминами.

Дислексия (греч. lexis – слово) – частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок при сохранении общей способности к обучению.

Дисграфия (от греч. приставки dis, обозначающей нарушение, и расстройство, grapho – пишу) – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок при сохранении общей способности к обучению.

Дислексия и дисграфия относятся к нарушениям письменной речи клинико-педагогической классификации.

Основными признаками дислексии и дисграфии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении и письме (смешения и замены звуков и букв, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Причины дислексии и дисграфии весьма разнообразны и неоднозначны, но большинство ученых в области медицины, педагогики и психологии делят их на несколько групп:

  • биологические причины (перинатальное повреждение головного мозга, гипоксия, врожденный порок сердца, инфекционные заболевания матери во время беременности и т.д.);
  • приобретенные причины (последствия черепно-мозговых травм, операций на головном мозге, нейроинфекций и т.д.);
  • социальные причины (чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения и т.д.);
  • функциональные причины (несформированность высших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение).

Формы дислексии и дисграфии.

На сегодняшний день существует несколько классификаций дислексии и дисграфии, но самые распространенные включают в себя 5 форм:

  • Фонематическая дислексия. Данная форма основана на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ши т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
  • Семантическая дислексия,иногда называемая «механическим чтением», из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
  • Аграмматическая дислексияхарактеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
  • При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
  • Мнестическая дислексияхарактеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
  • Акустическая (нарушение фонемного распознавания) дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Жи т.д.)
  • Аграмматическая дисграфиясвязана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
  • Приоптической дисграфии ребенок не может написать отдельные буквы. Это связано с непониманием их строения. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может понять процесса их соединения и написания.
  • Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. У детей с такой дисграфией возникают также проблемы с разделением слов на слоги и звуки. В таком случае ребенок пропускает гласные, согласные звуки, а также наблюдается слитное написание слов.

Если есть опасение, что у ребенка дислексия, то необходимо обратиться за помощью к неврологу и логопеду, которые смогут провести диагностику, направленную на выявление данного нарушения

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Российская Газета: «ГАДЖЕТ ДВУХ СЛОВ НЕ СВЯЖЕТ: 37 процентов российских младших школьников страдают дислексией. Эксперты подозревают, что виноваты в этом девайсы»

Газета Республика Татарстан: «ЗА «ЛЕНЬЮ» МОЖЕТ ПРЯТАТЬСЯ БОЛЕЗНЬ В Казани прошло очередное родительское интернет-собрание»

Республиканское родительское интернет-собрание: «ВНИМАНИЕ! ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК…(Об особенностях воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья)»

Visitez thermesdecapvern.com qui offre des rabais